Тут вот, кстати, Игорь спрашивал про сроки весенней охоты на водоплавающую, точнее о том, почему они никогда не совпадают с весенним пролетом. Я обещал рассказать. С удовольствием выполняю данное Игорю обещание, может, и остальным будет интересно.
Для понимания сути вопроса придется зайти издалека, причем во всех смыслах : и временнОм, и правовом. Такие вещи происходят в виду несовершенства охотничьего законодательства. Дело в том, что в 2007 - 2008 году, в разгар первого … Кто казал «кризиса»?

Нет у нас никакого «кризиса»!

Это у них, там, на «Загнивающем Западе» (ТМ) «кризис», а у нас – «современные экономические реалии»!
В общем, государство начало минимизировать расходы, в первую очередь – в «бедных» отраслях. Охота, разумеется, попала «под раздачу» одной из первых. Дело здесь в разделении властных полномочий (и, разумеется, расходовании бюджета, куда же без этого!) между федеральным центром и регионами. До 2008 года охотнадзор (мы тут для ясности говорим «охотнадзор», при этом имеем в виду «специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере охоты и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»

), который всегда был федеральным, ушел в субъекты. Называется это «делегирование полномочий Российской Федерации». Но, поскольку делегировать полномочия просто так, без денег, нельзя, то всем территориальным органам определили «приданное» в виде субвенций из федерального бюджета. И очень хитро определили. Вот, например, до 2008 года у нас в области штат охотнадзора составлял 104 человека, после 2008 (перерасчет потребностей на содержание был проведен по какой-то хитрой, но, безусловно, инновационной и передовой методике!

) стал 26 (!)

. Мораль длинного и нудного абзаца такая: Федерация говорит, что определенный ими минимум должностей и средств мы вам дали

, а теперь, регионы, крутитесь, как хотите. Хотите - увеличивайте штат за счет своего бюджета, хотите – так оставьте. (У какого субъекта, кроме пожалуй, города Москвы бюджет профицитный настолько, чтобы его тратить на охоту?

Думаю, ответ очевиден

) А чтобы жизнь вам, ребятушки, медом не казалась, нате вам контрольные показатели, которые нужно достичь, а не то погоны полетят (Погоны, они сейчас такие, все на волю рвутся, все полетать хотят...). Но при этом, чтобы ошалевшие от собственной самостоятельности субъекты «не забаловали» Федерация создала такую систему контроля и такой механизм правовой реализации этой «самостоятельности» (причем, в самых простых рабочих вопросах), что стало понятно, что «самостоятельность» - это фикция

.
Но вернемся к нашим уткам и гусям. Как это происходит? Федеральные Правила охоты говорят, что весенняя охота на водоплавающую проводится в период (например) с 1 марта до 15 июня, но не более 10 дней, дальше пусть субъект решает. Субъект, в лице губернатора, подпертый авторитетным мнением какого-нибудь «экспертного совета по охоте»

, издает соответствующий нормативный акт («О параметрах и сроках охоты на территории Мухосранской области»), где говорит: а мы откроем (например) в период с 15 апреля по 15 мая, пусть охотнадзор определит эти 10 дней более точно. Вот тут-то и начинается «цирк с конями». Приказ об открытии охоты – нормативный правовой акт, который имеет свою (четко определенную, попробуй нарушить!) процедуру и сроки разработки-согласования-издания-оценки. В соответствии с законом, при подготовке необходимо «учитывать мнение населения». А как ты его учтешь? Только проведением разного рода советов, собраний, сходов граждан, общественных слушаний и пр. Все это проводится минимум на уровне муниципального района и наиболее крупных организаций-охотпользователей, на это нужно время и куча нервов на организацию процесса (в субъекте ведь не один район, и не десять! А если учесть, что в больших субъектах типа Томской области сроков открытия охоты обычно 3-4, по группам районов…

). Чтобы не пропустить сроки (прокурор с большим топором дышит в спину: у него план по протестам еще не выполнен!), все эти вещи проводятся «чем раньше, тем лучше», обычно за полтора-два месяца до самой охоты. Как ты за такое время определишь, когда состоится пролет? По долгосрочным прогнозам «ГИС-метео»?

Не смешите меня! «На основании многолетних наблюдений»? Еще три раза «ха-ха»

. Поэтому определяется все по заветам дедов-прадедов, примерно, на глазок. И, разумеется, оформляется протоколом мероприятия. А почему? А потому, что «коллективная ответственность – высшая форма безответственности»!

Вот начнутся потом жалобы и нападки на охотнадзор, а он что скажет?

А это и скажет: что вы просили, то мы и сделали, вот и подпись ваша в протокольчике.

Но и это еще не все. Поскольку приказ о сроках весенней охоты – «нормативный правовой акт, требования которого распространяются на неопределенный/неограниченный круг лиц», то он требует согласования с прокуратурой (а порою, и с несколькими ее отделами независимо, но одновременно), а там тоже свои сроки и регламенты… Ну, вы поняли.
И когда за неделю-другую до открытия охоты общественность понимает, что они того, маленько в расчетах ошиблись: пролет уже идет, а до открытия еще две недели, то у охотнадзора просто нет времени на проведение всех необходимых процедур. Конечно, что-то можно менять и в оперативном порядке, но очень немногое и только на личных связях руководителей.
И жаловаться некому (вспоминаем про подписи в протоколе). Даже не так. С правовой точки зрения жаловаться не на что, поскольку здесь все работает по формальному признаку

. А чем ты не доволен?

Процедура согласования соблюдена? Соблюдена! Твое мнение учли? Учли! Возможность пострелять дали и охоту открыли? Открыли! Следовательно, все твои права, закрепленные Конституцией, соблюдены.

Так чем же ты, мил человек, недоволен? Утки не было? Ну, так это не мы, это природа виновата: не выполнила наших директивных указаний о начале сроков пролета!
Вот так и живем.
