Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
В эфире вновь радио «Таёжная жизнь», а в студии с вами, как и всегда в это время, Большой Палыч.
Сегодня на наших радиоволнах небольшой фоторепортаж из Мобибаграда. Наша радиостанция давно собиралась это сделать, но насыщенная таёжная жизнь и связанные с этим постоянные разъезды наших корреспондентов все время этому мешали.
Итак, середина марта, экспедиция нашей радиостанции выдвигается в соседний регион, где нам (Большому Палычу сотоварищи) и предстоит наслаждаться мобибийским образом жизни предстоящие несколько месяцев.
Март – месяц весенний… где-то. В Сибири это полноценная зима, увы. У нас его не любят, а потому ворчат: «марток – надевай семь порток!» И правда, в день выезда температура окружающего воздуха стабильно держится ниже двадцати, а венерический ветерок исподволь пронизывает до костей. В течение дня грузим шмурдяк и припасы в нашу боевую «шишку», а в ночь выезжаем двумя машинами. Раз вся эта затея панируется на несколько месяцев, то и шмурдяка у нас немало. Дело происходит условной весной, а все увеселительные мероприятия планируют перейти в лето. Это значит, что снаряги и оборудования нужно много, и зимнего, и летнего, потому в КУНГе мирно соседствуют мотособака и лодка с мотором. Хорошо, что закупленные в рамках проекта снегоходы уже на объекте: в машину вошел бы только один и совсем ничего из всего остального. Загрузка КУНГа, как впрочем, и всегда, более всего напоминает игру в «тетрис» крупногабаритными предметами в режиме «он-лайн».

За рулем «шишки» - бессменный механик-водитель Георгий, за рулем второй машины – второй механик экипажа Толик по прозвищу «Собака Бешеная»; здесь, в начале ветки, он мелькал в качестве обладателя той самой мотособаки, которая на фото сидит в КУНГе. Но Собакой его зовут вовсе не поэтому. У Толика есть странная привычка говорить «Гав!» вместо «Алло» или «Здравствуйте». Ну и «Бешеной собаке семь верст – не крюк», конечно же. Это прозвище настолько с ним срослось, что стало его позывным в радиообмене, да и Маленький Палыч при встрече уважительно говорит «Здравствуй Толя по прозвищу Собака!»
Итак, мы стартуем. «Шишка» за зиму починена, отрепетована, и, разве что не откапиталена: многие узлы и агрегаты заменены на новые. Но это же «отечественный автопром, бессмысленный и беспощадный!»: верст через двести мотор начинает гнать антифриз. Спешно доливаемся водой и едем дальше, доливая воду каждые несколько десятков километров. Двигатель плюётся зеленым (смесью воды со свежим антифризом) через горловину радиатора, в виду чего вся шишкина морда украшается симпатичными зелеными сосульками. Красота!(((

На базе выясняем причину утечки: пробило прокладку между помпой и лобовиной двигателя. Вот тебе и «мотор из заводского капремонта»! Впрочем, он только в наших руках уже отгрохотал тысяч двадцать, что для данной машины немало. По-хорошему мотор нужно снимать, разбирать и менять прокладку. Прокладка при этом – копеечная. Но времени на это нет, нас ждут на объекте, а потому свищ заваривается холодной сваркой и мы, загрузив остальное оборудование и обслужив машину после пятисоткилометрового марша, переночевав едем дальше. К слову сказать, мотор больше особых неприятностей не доставлял, а латка держится вот уже третий месяц (тьху х 3!).
Езды от города до места работы еще около сотни верст, которые мы и преодолеваем без потерь и происшествий.
Расположение будущего лагеря нами изучено в ходе нескольких предварительных рекогносцировочных поездок, там уже сделана планировка, а потому мы спешно разгружаемся и приступаем к развертыванию, пока временному. Временному потому, что материал для подиумов еще не завезен, а жить на голой земле истинному мобибийцу – категорически некомильфо, однако и в КУНГе ночевать никому неохота.

Для начала ставим в Мобибаграде (там, где впоследствии раскинется Сычёвский проспект) первую Р-34. Там все и ночуют, а меня отселяют в КУНГ. Если быть более точным – сам отселяюсь, пожалев уставший за день экипаж: там, где сплю я, не спит никто, проверено. Не верите? Спросите у любого гвардейца, которого нелегкая угораздила ночевать со мной в одном объеме пространства. Ну да не суть. Хоть и готовили мы КУНГ к зимней эксплуатации, но машина есть машина; жизнь «на колесах» всегда менее комфортна, чем в палатке, как минимум, с чисто психологической точки зрения. Справедливости ради надо сказать, что после установки «Планара» и реанимации системы освещения, там тепло и уютно. Дорогая штука – «Планар», но свих денег стоит и себя оправдывает. Впоследствии, когда производственная необходимость заставила нас разделиться, Георгий прожил в КУНГе две недели, в горах, на самом перевале; пережил и морозы, и метели, и соседство с крупным самцом рыси, совершенно без последствий для организма; он потом даже в палатку возвращаться не хотел, так и спал в КУНГе: привык, говорит! Механик, что с него взять!)))

Пока мы возимся с барахлом, Собака заводит собаку, берет пилу и уезжает по дрова. Лагерь стоит посреди горной тайги, однако, как это ни странно, сушняка в ней почти нет, за дровами приходится побегать. Это плохо. Топиться мы в дальнейшем планируем электричеством, готовить на газу, а вот в бане дрова заменить нечем. Ну не РУФы же с пини-кеями из города за 100 верст возить?! Тем не менее, вечер мы встречаем уже в тепле и уюте, хоть на улице и давит под двадцатник.
А на следующий день «Урал», затаскиваемый в горы «бульдогом» (здесь так ласково называют бульдозеры) привозит нам первую партию материала и работа по строительству Мобибаграда начинается «со всей силой пролетарской страсти».
В первую очередь нужно сделать подиумы для палаток. Исходя из предыдущего опыта и руководствуясь в первую очередь соображениями комфорта (мобибиец – значит эпикуреец и вообще жизнелюб), строим их следующим образом.
Сначала из плахи сооружается выставленный в уровень настил с хорошим запасом относительно габаритов палатки. Это будет палуба, что в случае длительного стационарного лагеря не то, что совсем не лишняя, а, скорее, жизненно необходимая мера. Хоть на улице и фактическая зима, но снег на площадке снят, а солнышко, днем уже припекающее, умудряется расквасить глину, которая липнет на все, что можно, да так, что становится физически сложно ходить. На фото – результат «пробежки» от командирской Р-44 до бани, и обратно (всего около 20 м). При всем при этом ночного мороза никто не отменял, а он прихватывает обувь к палубе намертво; изображенные на фото галоши я отколачивал от палубы обухом топора.

Затем, поверх настила из плахи, «в замок» укладывается экструзионный пенополистирол (ЭППС); в данном случае – толщиной 40 мм, а уж поверх него 18-мм ориентировано-стружечная плита (ОСБ\OSP). И вот только потом поверх всего этого ставятся палатки. Разумеется, для бани или складов мы обходимся без ЭППСа и ОСБ, но в остальных случаях они очень помогают: полы всегда теплые и абсолютно нет сквозняков.
В результате всех строительных манипуляций мы получаем единую (хоть и в нескольких уровнях) поверхность, на которой рядком (слева направо) разместились МБ-22 (баня), Р-34 (кубрик), МБ-15 (впоследствии заменена на МБ-10) (склад), «командирская» Р-44 (камбуз, кают-компания) и штабная Р-63, установленная вдоль общей линии лагеря. На палубе перед складом располагается «малая шикардосная», а между Р-44 и Р-63, у подножия Башни КоммДира – «большая шикардосная». Все это вместе и называется Сычёвским проспектом.

Что такое «Башня КоммДира»? Надо сказать, что назвать данное «муниципальное образование» Мобибаградом – Ванина (Иван Радостев) идея. И действительно, как еще назвать городок, целиком построенный из различных «Мобиб»? Ну а учитывая что «Мобиба» многолика, как продукцией, так и сотрудниками, с которыми мы дружим, то все остальное напрашивается само собой: так появился Сычёвский проспект, Рублевское шоссе (Рублевка), площадь Парофона… Так появилась и Башня КоммДира. Действительно, в каждом уважающем себя городе должна быть башня; чем мы хуже какого-нибудь там Парижа? Да ничем! Это водонапорная башня. И действительно, какой же город без городской коммунальной инфраструктуры?! Так что есть у нас там и водопровод, и горячее водоснабжение, и водоотведение, и централизованое тепло- и электроснабжение… вся коммуналка, одним словом; все как у людей!)))

На всех уважающих себя городских башнях есть часы. Но с часами в тайге беда: нету в них необходимости. А потому на башне часы были заменены на гораздо более востребованный измерительный прибор – на термометр. Ежеутреннее наблюдение за его показаниями каждым из жителей городка уже стало своеобразной традицией, а реплики типа «Какой «ноль»?! Уже плюс два, я только что смотрел!» за завтраком, никого не удивляют. Я вам на тему мобиба-названий больше скажу: у нас сейчас «Мост Мэри» в стадии строительства и «Площадь Гампеля» в дальнейших планах!)))

Тем временем, пока идет строительство городка, дороги начинают плыть днем и покрываться льдом – ночью. Ситуация с дорогами осложняется тем, что живем мы пусть и в невысоких, но горах. Строго говоря, в предгорьях, но нам от этого не особо легче: климат-то один. Так, на южных склонах уже ручьи вовсю текут, а на северных еще снег лежит «вам до… пояса будет». Ну и с температурой такая же ерунда творится. В общем, чтобы не лишиться мобильности, приходится обувать «шишку» в шипы. А что? Вполне себе «суровые сибирские» и все такое.
Потихоньку, не торопясь, обживаемся и мы.
Вот несколько видов интерьера «командирской» Р-44 (не путать со штабной Р-63!)
Вот так организовано мое спальное место. КС-400 и спальник «Мобиба». Ничего лишнего.
Вот так – горячее и холодное водоснабжение. Кстати, и водоотведение – тоже: лень бегать с ведрами, вывели слив на улицу. Фото сделано на раннем этапе строительства, а потому шланг, идущий от Башни КоммДира непосредственно в бак умывальника, еще не установлен. Надо отметить, что модификация М2 палаток Р-34\Р-44 подходит для таких дел как нельзя лучше: за счет съемной стенки удобно пропускать шланг на нужной высоте. Вода поступает в бак самотеком: потому и «Башня», что водонапорная.
Вот так организована готовочная зона. Двухконфорочная газовая плита, а на заднем плане – магнитно-индукционная печь и мультиварка. Хлебопечка вышла из строя, а потому в кадр не попала.
Общий вид внутри палатки примерно понятен из фотографий, приведенных ниже.
Вообще, несмотря на весь уют и комфорт, создаваемый «Мобибой» и нами, ее пользователями, мы скучаем. Скучаем по дому и семьям, по привычному кругу общения. Георгий – по соседям из гаражных боксов, Собака – по своей рыбацкой компании, ну а я – по общению с гвардией: интернетов здесь нет, ватсапп и вайбер тоже не работают. Выручает, в данном случае, максимальное использование «домашних» вещей «с историей». Вот, например, прихватки ручной работы. Это – подарок Артема (Shmon). Каждый раз, глядя на них или пользуясь ими, я вспоминаю и его, и форум, и гвардию, а на душе становится как-то веселее. Они уже не первый год со мной по экспедициям ездят, уже пообтрепались и, несмотря на регулярные стирки, потеряли прежний «товарный вид», но это не важно: они будут со мной ездить до тех пор, пока не придут в полную негодность, и лишь тогда я уберу их на заслуженный отдых на почетное место на стеллаже со снарягой.


Но вернемся к коммуналке и прочей бытовухе. Дольше всего пришлось провозиться со строительством туалета. И даже не столько со строительством, сколько выбором места под него. Терраса, на которой расположен лагерь, узкая и ограничена с двух сторон крутыми откосами. Места на ней хватило только для лагеря и стоянки для «шишки» (да и то, пришлось планировать территорию и частично ее отсыпать). С одной стороны терраска переходит в склон, с другой – в крутой спуск с дороги. Строить гальюн внизу, конечно, можно, да только до него не набегаешься: лень же! Опять же, чем его в мерзлой земле копать? Вариантов ровно два: лопата и двухкубовый экскаватор. Оба довольно брутальны, особенно экскаватор. Он же при таком объеме ковша маленькую и аккуратную ямку выкопать не сможет, а большую чем и как перекрывать? Напомню, стройматериал у нас весь привозной, а потому дорог и дефицитен: пойди его сюда запри (помним про киснущие дороги и затаскиваемый бульдозером «Урал», да?). В общем, инженерный гений Собаки победил косную материю, а потому в качестве гальюна был построен «домик на дереве». На склоне за террасой с лагерем произрастала пихта. В смысле, она и сейчас там произрастает, но уже не просто так, а с полезной смысловой нагрузкой.))) К ней мы и привязались парой брусьев, которые и послужили основанием как для самого сооружения, так и палубы под него. Как известно, «голь на выдумки хитра» и «используй то, что под рукою и не ищи себе другое». На каркас пошла плаха, оставшаяся от подиумов, на стены и крышу – ЭППС и ОСП из того же источника, дверные петли и петли стульчака сделали из найденной на дороге куска транспортерной ленты, и так далее… Гальюн в плане получился трапециевидной формы но очень уютный и домашний!)))


Как мы тут питаемся? Да, в общем-то, прекрасно питаемся. Правда сейчас, когда зима закончилась, с мясом проблемы: хранить негде. Не беда: едим консервы. Все собираемся завести в лагерь морозилку, да все руки не доходят. А в самом начале питались вообще роскошно. Вот совершенно реальный образец меню за 11.04.
Завтрак: холодные закуски, бутерброды, чай, кофе зерновой, кондитерские изделия.
Ланч: каша гречневая с мясом, грибами и овощной зажаркой.
Обед: салат из свежих помидоров и перца, салат с кукурузой и оливками, курица-гриль в соево-горчичном соусе.
Ужин: холодные закуски, чай, кофе зерновой, кондитерские изделия.
Второй ужин (после бани): пиво светлое (200 мл), сухарики с чесноком по-домашнему.
Вообще у нас на лагере царит сухой закон, за единственным исключением: после бани каждому участнику выдается по стакану (стакану в 200 мл, не кружке!) светлого пива. Не хочешь в баню? Не получаешь пива. Вот так, волевым решением я «внедряю любовь к «Мобибе» в массы».)))
Насчет «в самом начале» дело в том, что отъезд по независящим от нас причинам, постоянно откладывался, а продуктов мы закупили загодя и на все. Зимой с хранением проблем не возникало: выбросил все на улицу и храни пока не потеплеет, а вот когда пришло тепло… Никогда не думал, что шашлык и прочие блюда-гриль могут надоесть!))) Представьте себе, что у вас скопилось около 50 кг различного мяса и все это, как его в снег не прикапывай и войлоком не укрывай, грозит испортится. А едоков всего трое, да и аппетита особого нет. В общем, было сложно, но недели за полторы управились.))) И каких только маринадов для шашлыка и блюд из мяса я не изобретал! Самыми экстравагантными обещаю при случае поделиться в «Кулинарных изысках». Так что пока только лишь представляю вашему вниманию шикардос-галерею. Не все, а только избранное!)))






О чем еще рассказать? Массив информации огромен, а поведать хочется о многом сразу. А, вот, вспомнил! К вопросу об отоплении. Иван Радостев писал, что основное отопление планируется электрическим. Так и сделали. Разумеется, обе наличные «Согры» работали «не покладая на», но без электрического отопления нам пришлось бы… не то, что туго, а просто не так комфортно. И причин здесь несколько. Во-первых, уже упомянутый выше дефицит дров. Они, конечно, есть (хоть и непривычно мало), но беготня за ними отнимает уйму времени, сил, топлива и ресурса техники. Во-вторых, объем Р-34, а тем более Р-44 великоват для «Согры» в режиме ПДГ. «На двоечке» она ее прекрасно прогревает, невзирая на ветер и температуру за бортом (особенно помогает «теплый пол»), но тут нужно выбирать что-то одно: или отдыхать, или топить. Поскольку мы не в турпоходе, а на работе, то утром мы должны просыпаться отдохнувшими и полными сил, а не уставшими от ночных протопок. И ладно, когда тебе ночь-другую переночевать нужно, а ну, как месяц-полтора-два? Не вариант, однозначно! В принципе, можно, конечно, ночью и не подкидывать, но тогда утром из спальника вылазить некомфортно. Расход дефицитных дров, опять же…
В общем, отапливались мы ИК-обогревателями, вот такими вот.
Опыт их применения показывает следующее. В Р-34 при температуре до -15С для нормальной температуры (+16-18С) хватает двух включенных элементов из трех (т.е. 2 кВт), в Р-44 подобный результат достижим при температурах до -12С.
На фото – утренние показатели термометра, установленного в изголовье моей кровати. На улице -10С, штиль.
Вот, к сожалению, и подошел к концу наш сегодняшний эфир. Завтра Большой Палыч уезжает новую творческую командировку в Мобибаград, а потому мы вынуждены заканчивать нашу передачу. Но мы внимательно следим за изменениями ситуации и обязательно расскажем вам о них в наших дальнейших выпусках. До новых встреч в эфире! Берегите себя и оставайтесь с нами, братья-мобибийцы!