Поздорову вам, уважаемые братья-мобибийцы! В эфире с вами радио «Таёжная жизнь», а у микрофона, как всегда в это время, Большой Палыч.
В нашем сегодняшнем выпуске мы расскажем о начале экспедиции нашей радиостанции в Принарымье.
Итак, дата выезда определена, почти все необходимое оборудование и расходники закуплены, завтра мы стартуем. Процесс осложняется тем, что в нашей судокоманде из четырех человек двое – не томичи. Следовательно, выезд надо увязывать с их прибытием и последующей перегрузкой их оборудования. Первым в районе обеда дня «М – 1» приезжает Игорь Кондрашов. Поскольку он фотограф по профессии, а по призванию – механик, то сразу берется за проверку боеготовности «шишки», ему на ней рулить. Понятное дело, что это забота механика-водителя, но у Георгия в этот день внезапно случился день рождения, а потому от работ, пускай даже и в такой напряженный и ответственный (накануне выезда же!) день, он освобожден, как Варшава от фашистов. Тем временем я продолжаю возиться с дооборудованием кораблика, а наш суперкарго Марина Маленькая носится по городу и докупает забытые мелочи в виде специй и алкоголя. Так проходит день. В самом его конце Игорь с Мариной едут прикупить топлива на дорогу, чтобы утром не тратить на это времени, а я продолжаю возню со снарягой.
Почему мне приходится заниматься этим в самый последний момент, и почему все это не было сделано загодя? Совсем не потому, что я не понимаю очевидных вещей, например, про «готовь сани летом». Уже писал о добросовестности некоторых подрядчиков, благодаря саботажу которых томской части команды пришлось перейти практически на круглосуточный режим работы, но времени все равно не хватает. Так что, Серега, если ты это читаешь, то спасибо тебе за доставленные хлопоты: и сам больше не обращусь, и друзьям отсоветую; вот такая вот антиреклама: «долг платежом красен», а ты как хотел?!
В общем, ближе к полуночи Игорь с Мариной едут на заправку и заливаются там, как говорит Бахыт, «по самое «не улыбайся!».

- 1. топливо.jpg (51.04 КБ) 4188 просмотров
Отмечу, кстати, что в процессе сборов отвлекаться на фотографирование было некогда, а потому ранее опубликованные в ветке фото могут повторяться. Кстати, по этой же причине их мало.
Потом, по возвращении с заправки, уже заполночь, начинается процесс погрузки. Мы втроем пессимистично озираем огромную кучу шмурдяка и детский, прямо таки игрушечный, КУНГ «шишки». «И где же мы вас всех хоронить-то будем?!» - задумчиво произносит Марина.
Если смотреть на время, то уже давно должно было стемнеть, но традиционные сибирские белые ночи, а также самый длинный день в году, который наступит завтра, позволяют работать даже не включая света.
Через пару часов решаем прерваться, поскольку сил не осталось даже на ужин, и рушимся в омут сна. Буквально на час-полтора, не больше! Просыпаюсь я от того, что по первому этажу дома кто-то ходит. Созерцаю спящий экипаж и в мою голову закрадываются смутные сомненья… И точно, на кухне я вижу гвардейца Ивана Радостева, спокойно попивающего кофе. Оказывается, он не смог добудиться нас ни по телефонам, ни посредством звонка в дверь, в виду чего перелез через забор и зашел в дом. Совместными усилиями растолкав экипаж, продолжаем погрузку. Потом подтягивается вчерашний именинник Георгий, потом – Слава Халин… В общем, долго ли, коротко ли, но мы выезжаем.
На выезде из города мы «воссоединяемся» с гвардейцами Штурманом и Рамзаном, которые по казенной надобности едут в то же место, что и мы. Это большой плюс: караваном идти проще и надежнее.
Идем не торопясь – для «шишки» это первый выезд. Разумеется, тут же начинают вылезать все обещанные Георгием «мелкие косяки», приходится останавливаться и устранять их «по ходу боя». Впрочем, можно сказать, что «шишка» и экипаж притираются характерами.
Несмотря на регулярные остановки, настроение у всей команды приподнятое: наконец-то! Наконец-то осталась позади томительная рутина сборов, переноска тяжелых крупногабаритных предметов, возня с техникой, снарягой и аппаратурой, расчет топлива и провианта, работа с картами. Наконец-то все, ради чего мы собирались и к чему готовились, началось. И плевать, что в глазах песок после бессонной (не первой, кстати) ночи, что на оставшемся пятачке КУНГа тесно и одному, а приходится ехать вдвоем. Плевать на жару и духоту, от которой не спасает даже открытый стрелковый люк. Плевать, что бочка с топливом подтекает, а бензином в КУНГе воняет так, что слезятся глаза и першит в горле. Плевать, что на каждом ухабе и повороте приходится ловить и ставить на место выезжающие тебе на голову то мотор, то полок, то лодку, то еще что-нибудь… Дело, о котором я, как и вся наша команда, думал и мечтал долгие месяцы и годы, началось! Эйфория, одним словом.
Но усталость постепенно берет свое. На третьей сотне километров, когда асфальт давно закончился, нас одолевает усталость. Во время движения в КУНГе не поспишь, на крыше, где мы в основном едем (одолел нас бензин и шмурдяк, а «советская власть» в виде ДПС закончилась двести верст тому назад) – тоже. Мы начинаем клевать носами, а Иван использует каждую вынужденную остановку для того, чтобы поспать и «погреть пузо».

Наступает вечер, затем ночь, затем … не помню: заснул. Я просыпаюсь в 4 утра и высовываюсь в люк, чтобы определиться, где же мы есть. Ага, крайнюю на нашем пути деревню мы уже прошли, а до места старта нам осталось километров восемьдесят. «Шишка» на дороге одна, Штурман, Рамзан и Слава, сбежавший к ним в машину от бензиновой вони, остались ночевать в родной рамзановской деревне, километрах в ста за кормой. Я выбираюсь на крышу КУНГа и закуриваю первую за день сигарету. Хорошо! Тем временем Иван, не просыпаясь, но почувствовав, что места для сна стало больше, вытягивается… нет, не во весь рост, а на все свободное пространство (а это где-то метр двадцать) и переворачивается на спину (а это где-то 80 см). Я созерцаю медленно проплывающую мимо тайгу, седые от росы болота, ярко-оранжевый шар встающего солнца, цепляющегося за вершины деревьев, распаханную гусеницами и колесами «Уралов» и «Батыров» лесовозную дорогу… Иван просыпается через час, вылезает на крышу КУНГа, от души, с костным хрустом, потягивается и зябко кутается в свою «горку». Мы сейчас на самом Обь-Енисейском водоразделе, а потому климат здесь (в отличие от Томска) даже не резко-континентальный, а какой-то, я бы сказал, «оголтело континентальный»: днем за 40, а сейчас, на рассвете, градусов восемь жары и пар изо рта. Потихоньку идем дальше.
Вот тут-то и случается описанная выше (
http://www.mobibaforum.ru/nashi-drugie- ... -2220.html) история с бензонасосом. Мы встаем на ремонт. Чтобы не терять времени, сразу же готовим завтрак, совмещая его с пропущенными вчера обедом и ужином.
Нам остается километров двадцать, дело к обеду. В конце концов, решив проблему, мы двигаемся дальше.

- 6. бензонасос побежден!.jpg (54.88 КБ) 4188 просмотров
Наконец мы добираемся до паромной переправы на Катайгу, назначенной местом старта. Дорога в 500 "с хвостиком" километров заняла 25 часов. Н-да. Прибыв на место, мы спешно разгружаемся и каждый начинает заниматься делами в соответствии с судовой ролью: мы с Иваном и примкнувшим к нам Штурманом приступаем к сборке и подготовке судов, Игорь и Георгий идут отсыпаться, Слава снимает все, что можно, а Рамзан идет «заниматься наукой».


Теперь, когда мы готовы к завтрашнему выходу в рейс, можно заняться бытовыми вопросами, например, постановкой лагеря и ужином. Лагерь, кстати, ставить особо негде: вода еще высокая, пески не открылись. Но «голь на выдумки хитра»: лодку и кат мы собирали и спускали на воду прямо на паромной переправе, здесь же, прямо на дороге, и поставим лагерь. Нет, мы не будем никому мешать, хоть и стоим на дороге. За несколько дней до нашего приезда деятельность парома по решению суда была приостановлена «до устранения недостатков» в виду того, что документы на паром были оформлены с нарушениями. То, что поселок с населением в 2000 человек остался без связи с «большой землей», никого особо не напрягает: «пусть рухнет мир, но восторжествует закон!». Катайгинцам, и без того 3-4 месяца в году живущим без связи с внешним миром, не привыкать: они организовали переправу на лодках. Так они и возят почту, необходимые продукты и запчасти, бензин… До ближайшей заправки им, кстати, 100 км ровно.


Быстро ставим «десятки» и кровати, раскидываем спальники, очень умеренно «употребляем» (на неумеренно нет ни сил, ни особенного настроения) и падаем в сон: завтра предстоит тяжелый и ответственный день, первый день рейса.
Ночью, правда, приходится встать, передвинуть лодки, переставить палатки и освободить дорогу; мы делаем все это не просыпаясь. За Кетью горят леса и из райцентра приезжает отряд лесоохраны на двух древних ГАЗ-53. Ради такого случая будят капитана парома, и он, наплевав на запрет, перевозит утомленных дорогой пожарных на свой берег. В виду «рыночных реформ» работы в деревне нет, а потому народ здесь живет тайгой и все прекрасно понимают, что лесной пожар – бедствие, которое вполне спокойно может оставить весь поселок (и не один) вообще без средств к существованию, потому лесоохрану и парашютистов-пожарных здесь непритворно и искренне уважают и помогают им всем, чем могут. Во время пожаров все деревенские мужики уходят в тайгу и вкалывают там наравне со «специально уполномоченными органами исполнительной власти» совершенно бесплатно. Такой поступок считается даже не нормой, а единственно возможным.
Наступает утро. Дежурная чашка кофе и быстрый сбор лагеря. Завтрак? Ерунда, на воде позавтракаем! Мы быстро размещаемся и отваливаем от берега, Штурман, Рамзан и Георгий машут руками и орут напутсвенное «Семь футов под килем!»
Ну все, свершилось! Теперь только вперед! Мы потихоньку движемся по Кети, пробуя загрузку, управляемость, разные режимы работы моторов…
Итак, путешествие, о котором мы так долго мечтали и к которому так долго готовились, началось. Что ждет нас на маршруте? Как себя поведет техника, снаряжение, не сбитый еще экипаж? Хватит ли топлива? Миллион вопросов, а оттого немного волнительно. Ничего, мы найдем ответ на все, ведь мы уже стартовали!
Что же случилось дальше? Об этом вы узнаете из следующих выпусков радио «Таёжная жизнь». В студии с вами был Большой Палыч. Берегите себя и оставайтесь с нами, братья-мобибийцы!