tsiplev писал(а):Евгений Геннадьевич писал(а):А вот сейчас задумался, зимой, в мороз по крепче, проще и быстрей КЦ-3 вместо Жиги установить, чем накидной тент привязывать, а потом ещё и печь устанавливать.
Сомневаюсь я, что КЦ-3 в мороз без второго слоя сможет прокачать ту же К-5. А если НТ накинуть, так и Жига справиться, наверное.)
И совершенно напрасно
К сожалению, не смог найти в ветках форума собственный отчет по крещению-2019, попробую продублировать вкратце. Ставились на лед посреди реки, РБ-170 Ок1 с Жигой без воды (15 кг камней в баке) в качестве переодевалки и МБ-10 с КЦ-3 в одном слое банная печь. На крыше самодельная ИЗН из асбестовой ткани, топливо - сухие березовые поленья, пол утеплен штатными ПУ. За бортом в 10 вечера (начало вечеринки) было около -10, часам к 2 ночи опустилось до -25 с ветерком. Ротация порядка 6-8 человек.
Жару вполне хватило, но топили так что светились сегменты снаружи и было пламя на срезе дымохода. Палатка "парила" не только через швы, но и такое ощущение, что через ткань, по крайней мере, снаружи выглядело именно так
Когда залетало пару человек после проруби, температура на несколько минут просаживалась, потом опять набирала паром так, что на ПС-750 сидеть можно было только в шапочке и очень короткое время. Такое броуновское движение постоянное присутствовало
Поэтому на вопрос "прокачки" - прокачает и при хорошем минусе. Но топить приходится плотненько и хорошим топливом. Жига, кстати, тоже прокачает К5 или МБ-10, но одному человеку придется постоянно следить за топкой и водой, паропроизводительность примерно одинаковая, но КЦ-3 со своей более емкой топкой и колосником дает чуть большие периоды между подбрасыванием топлива, еще и попариться успеваешь

Теперь по поводу "матрешек".
Давайте разберем подробнее эволюцию линейки вертикальных банных печей с парогенератором за последние несколько лет. Сами парогенераторы 2 типов, либо используемые на КЦ-1, Паробомбе всех версий и КЦ-4 неразборные баки с расположенным ниже пароперегревателем, омываемым непосредственно пламенем топки, либо линейка Жига, КЦ-2 и КЦ-3, матрешки с натрубным ППГ со спиральным паропроводом между стенкой дымохода и наружней рубашкой (модификация "бластер" на Жиге-2).
КЦ-1 и Паробомба-1 неразборные сварные печи с относительно небольшим объемом бака (3,5 и 5,8 л. соответственно) и без крана отбора воды. Первая подовая, вторая колосниковая, на этом различия кроме объема топки заканчиваются. В обоих печах есть трансформируемый конвектор и полумесяцы донца для каменной закладки.
"Детские болезни" обоих печей были в не очень удобной горловине бака и необходимостью постоянно следить за уровнем воды, выкипало довольно быстро, а залив воду в раскаленный пустой бак автоматически гробил печь, разрывало сварные швы и в дальнейшем печь можно было использовать исключительно как каменку.
Во второй версии Паробомбы бак и пароперегреватель уже изготавливались модулем отдельно от топки с возможностью ремонтной замены, т.е. запортив бак не было необходимости менять всю печь.
Модификации Паробомба-3 и КЦ-4 также допускают ремонтную замену, но бак уже увеличен до 12,7 и 12 литров, и есть кран отбора воды.
Но во всех случаях пароперегреватель не имеет прямотока, пламя сначала "облизывает" пластину отсекателя и гофру паропровода и потом уже идет в дымоход (это важно!)
Первой "матрешкой" была выпущена печь Жига в составе комплекта "Кайфандра" РБ-170, причем в пилотной версии в жертву транспортному и весовому габариту было брошено все что можно: и отсутствие короны, и стяжек бака с топкой, и защитного экрана и конвектора. Зато на выходе получили печь весом в 6 килограмм, в сложенном виде чуть выше полторашки с минералкой, но при этом имеющую 9 литровый бак с кипятком, краном отбора воды и при объеме топки всего в 13 литров - тепловую мощность более 5 киловатт, прокачивающую объем "Кайфандры" вполне достойно, особенно в демисезонный период. Теплота сгораемого топлива максимально полно прогревает бак с водой, а внедренные в ППГ и в сегмент дымохода ввареный в бак, пластинчатые турбулизаторы обеспечивают дополнительную доставку тепла к стенкам ППГ, при этом не придушая тягу.

Добавленные в следующую партию печей корона, стяжки и отсекатель лучистого тепла снизу подовой печи сделали ее на мой взгляд, идеальной. И даже сырой пар после спирального пароперегревателя играл на руку: он защищал парящегося от лучистого тепла раскаленной топки.
А дополнительная опция в виде складного защитного экрана и добавляла защиты от лучистого тепла, и мог использоваться в качестве защиты от выпавших угольков, и даже для транспортировки горящих углей между топкой и Шикардосом
Да, такие размеры накладывают определенные ограничения и на качество топлива, и на частоту закладки-доливки, но тем не менее, получился первый в мире ранцевый комплект весом в 11 килограмм. Даже разделка дымохода изначально была не металлической, а мягкой, из термоткани (до сих пор жалко, что перестали производить, при некоторых условиях - незаменимая штука)
А что дальше? А дальше захотелось больше, быстрее и выше!
И появился проект КЦ-2 (официальное название), на самом деле при обсуждении в закрытой ветке названий было предложено много.
"Матрешка" конструктивно повторяющая компоновку Жиги, но уже с увеличенным баком, топкой и наличием конвектора. ППГ оставлен прежним. Габарит и вес конечно, немного увеличились. Но... незашло.
Горение в топке подовой печи нагревало бак с водой, но дымовые газы на высоту ППГ приходили уже недостаточно горячие для качественного прогрева пара в спирали ППГ, и если в случае с КЦ-1 пламя сначала отдавало энергию на прогрев паропровода, то в КЦ-2 грелась вода в баке, а ППГ уже что останется.
В процессе тестирования были попытки улучшить тягу вкладыванием в топку колосника, установки на дымоход электрической "шайтан-машины"-дымососа, и прочее. Но в итоге тех кондиций, каких хотел достичь Главный Конструктор получить не получилось, либо они выходили за концепцию. В итоге печей успели изготовить столько, что они мгновенно стали раритетом у немногочисленных обладателей, а в это время появилась Гравицапа КЦ-3.
И кажется, вот оно, счастье!
Начало весны 2018 года, "матрешка" с колосниковой решеткой и зольником, с прямотоком таким, что светились не только пароперегреватель, но и сегменты выше него.
Всеядная, легко управляемая, с каменной закладкой и конвектором, в транспортном габарите всего на 20 см выше Жиги.
Весом, правда, уже в 2 раза тяжелее, но тут уже ничего не попишешь, металла-то в 2 раза больше ушло. Но и сама печь уже позиционировалась для водного и автотуризма, где +-5 килограмм особой роли не сыграют, оставив нишу пешего Жиге.
А когда начал нарабатываться опыт использования и первая эйфория схлынула, стали возникать иногда взаимоисключающие хотелки: "а что если бы печь работала не так как сейчас, а чуть по другому? А если пар чуть другой? А если не бОльшую часть пламени направлять в трубу, а сначала на бак?" и прочее и прочее.
Более агрессивное горение выдавало бОльшие температуры, как сказал один из Гвардейцев, резво сползая с метровой высоты полока в МБ-332, "да, печка в легкую сгоняет на пол любого сталевара. Теперь объясните, как с ней париться"
Научились париться, чего уж... Кто-то топил не "на все деньги", кто-то проветривал, кто полено под юбку просовывал, кто вообще внедрял в стену палатки воздухопровод напрямую до поддувала. По ситуации и предпочтениям.
Через непродолжительное время назрел вопрос: "а нельзя ли чуть смягчить пар Злюки, сделать его более горячим, но мелкодисперсным и легким, как на КЦ-1 или Паробомбе?"
Шеф подумал, взмахнул волшебной палочкой, и появился ППГ-90, дополнительный пароперегреватель с рассеивателем, досушивающий первичный перегретый пар.
Классное улучшение банных кондиций получилось, температура пара на выходе была близка к той, что сейчас выдает "бластер" Жиги-2, мягкий и не обжигающий перегретый пар.
Ложкой дегтя оказалось что не для всех палаток такой комплект одинаково полезный. Установка ППГ-90 увеличивала общую высоту ППГ до 75 сантиметров, и до разделки оставалось всего ничего. В варианте с МБ-10 температура дымохода на выходе из ППГ в определенные моменты получалась больше температуры плавления ПВХ подложки разделки. Тут прямоток сыграл против, в моменты долива воды в бак парогенерация прекращалась, температура ППГ стремительно повышалась и были случаи разрушения разделочного узла.
Но отказываться от кондиций, выдаваемых с ППГ-90 в пользу штатных жгучих КЦ-3 уже никто не хотел, и начались эксперименты. Внедрение в топку пластин дымооборота, разворот бака на 180 градусов, надевание на дымоход защитного кожуха у разделки. Все это происходило с переменным успехом, кому-то заходило, кому-то нет.
А за это время конструкторская мысль на месте не стояла, и была выпущена КЦ-4, "мини-Паробомба" с габаритами, приближающимися к КЦ-3, такая же управляемая и мощная, но с изначально качественным паром и дымооборотом, что враз сделало предыдущие эксперименты попросту ненужными. Мы получили "из коробки" то, к чему стремились, "копаясь в гараже".
Да, уже не "матрешка". Но если внимательно посмотреть на весы и рулетку, то транспортно-весовые габариты КЦ-4 немногим отличаются от КЦ-3, несмотря на ее складываемость, по прежнему оставляя вне конкуренции Жигу с вдвое меньшим объемом.
А вот КЦ-3 и КЦ-4 - багажные места одного порядка, "автомобильные", но КЦ-4 мощнее и технологичнее предшественницы.
Байдарочники могут меня поправить, но в теплое время года мне кажется более логичным распихать в багаж Жигу и пару упаковок руфов, что гарантирует 2-3 полноценных парения в любую забортную погоду, чем взять КЦ-3, но при этом помнить, что несмотря на всеядность, корягами, выловленными из воды, она тоже нормально топиться не будет, и топливо нужно более-менее сухое.
А в автомобильном варианте вопрос места и веса печи более вторичен, чем для палаток и "сопутствующих товаров" в виде теплых полов, шезлонгов и прочих чайников со свистелками.
Хоронит ли это КЦ-3? Да ни в коем разе! Она по прежнему остается классной банной печью с всеядностью и умеренным аппетитом, а в комплекте с "бластером" от Жиги-2 еще и безопасной, и будет продолжать радовать своих владельцев, а остальные будут нам завидовать называя ее "Раша"(зачеркнуто) КЦ-3
А вот будет ли выпускаться? Скорее всего, нет. Потому что, повторюсь, принципиально по кондициям от Жиги она мало отличается просто с Жигой нужно "дружить" плотнее и чаще, а в габарите проигрывает. В свою очередь, для автотуризма уже удобнее КЦ-4.
На истину этот опус ни в коем случае не претендует, просто поток сознания и личные ощущения, исходя из опыта использования большинства рассмотренных моделей.