С информацией разобрался, объясняю, почему фейк.
Что пишется в новости? Что ФСБ вышла в правительство с неким предложением. Суть его в том, что служба просит усовершенствовать правовые механизмы, необходимые ей для работы, в первую очередь - уголовное и таможенное законодательство. Пассаж насчет "стратегического ресурса" либо остается на совести "серьезных новостных агентств", либо звучит в пояснительной записке к законопроекту. Отчего данная тема вообще появилась?
Тут необходимы некоторые пояснения. Во-первых, любое законодательство, всегда не полностью соответствует реальной ситуации, всегда от нее чуть-чуть отстает, а потому в ходе работы совершенствуется. Во-вторых, сейчас не "лихие девяностые", а потому полномочия каждого органа исполнительной власти, а также механизм и процедура внесения изменений в законодательство/принятия новых законов, четко и однозначно определены. Почему ФСБ обращается в Правительство? Потому, что принятие новой редакции УК или внесение в нее изменений не входит в компетенцию службы, а в компетенцию правительства, наоборот, входит. Т.е. совершенно рабочий вопрос. Почему он вообще возник? Не знаю, но исходя из опыта работы предположу, что действующее законодательство позволяет нарушителю (в данном случае - перекупу/контрабандисту) уходить от ответственности, отделываясь легким испугом или символическим штрафом; в своей прошлой работе сталкивался с подобным неоднократно. Отметим, что это не коррупция, это законодательство такое, вот ФСБ и просит его поменять. А любой законопроект всегда сопровождается сопроводительной запиской, в которой поясняется то, почему тема возникла, зачем вообще это нужно, и что государство с этого будет иметь. Не исключаю, что мысль (а не фраза) про "стратегический ресурс" появилась именно оттуда, а потом была "творчески переосмыслена" "серьезным новостным агентством". С другой стороны, а что там должно было быть написано? Что задолбал нас уже браконьер Васька Косой, который раз в неделю таскает через границу медвежьи лапы, а мы, кроме как оштрафовать, и сделать-то ему ничего не можем! И не надо смеяться! Подобные вещи обычно и являются поводом для внесения изменений в законодательство: это, как минимум, маркер.
А вот дальше начинается "цирк с конями": вступает прокуратура. Этот момент в новости, кстати, меня весьма сильно удивил: чего вдруг они, а не "специально заточенные ребята" в виде департамента госполитики в сфере охоты Минприроды России, которые за это вообще-то зарплату получают? Прокуратура пугает нас ужасающими цифрами: "численность медведя в стране за 2 года сократилась с 225 до 143 тыс. особей!" Давайте разберемся "откуда дровишки" и может ли такое случится вообще. Разобраться просто: мы проведем простое арифметическое действие, отнимем 143 от 225. Получим 89 тыс., или те самые 36% о которых прокуратура говорит. Может ли такое произойти? Ответ - нет. Иллюстрирую на примере. В России 83 субъекта федерации, значит, в каждом из них в течение двух лет браконьеры добыли по тысяче медведей. Не ровно по тысяче, а с хвостиком. Даже там, где их столько нету, например, в Крыму или городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Для понимания отметим, что в большинстве российских (в смысле - европейских) субъектов, бурый медведь занесен в региональную Красную книгу, а потому нелегально добыть тысячу с хвостиком медведей там, где на область их живет десяток - физически невозможно. Где же их тогда добыли? В Сибири и на Дальнем Востоке? Но тогда это получается не по тысяче на субъект, а в несколько раз больше. Так их даже и там, в "местах медведями вельми обильных" столько нету! Да и не останется массовый геноцид (а что такое иначе 36%?) медведей за Уралом незамеченным!
Но допустим, что прокуратура права. Просто предположим на минуту. Поехали дальше. допустим, что 10% случаев браконьерства отслеживается и пресекается (вообще-то значительно больше, особенно в европейской части). Значит, сообщений о незаконной добыче медведей в КАЖДОМ субъекте было бы не менее 50 в год, т.е. одно в неделю. Вы у себя в новостях что-то подобное отметили? Такой серьезный информационный повод не прошел бы мимо внимания и интереса ни "серьезных новостных агентств", ни околоэкологической общественности, ни надзорных и правоохранительных органов: все срочно кинулись бы бить тревогу и искать виноватых. Случилось что-то подобное? Нет, не припомню.
Что же произошло на самом деле? Да тоже все просто. Именно сейчас тема возникла потому, что Центрохотконтроль и Минприроды именно в это время считают лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты 2018 - 2019 года, которые как раз в конце июля утверждаются постановлением пправительства и "спускаются" в регионы. Если перевести "лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов" с канцелярита на нормальный человеческий язык, то Минприрода и подчиненные ей подразделения сейчас считают сколько и какого зверья можно добыть в течение следующего года в каждом конкретном охотничьем хозяйстве. Где они берут исходную информацию? А в регионах и берут, проверяя и пересчитывая результаты проведенных учетных работ, в т.ч. и по медведю. Теперь самое интересное. Около года тому назад должность "главного охотника России" (т.е. начальника Депохоты) занял А. А. Филатов, известный всем, кто его знает, весьма трепетным и щепетильным отношениям к учетным работам, точнее - к их результатам. Я бы даже сказал нездорово и болезненно щепетильным. До этого он занимал должность директора Центрохотконтроля, т.е. организации, ответственной за расчет лимитов и квот добычи. Где связь? А в том, что под его чутким руководством значительная часть учетных ведомостей (по моим оценкам - 36%

) были отбракованы и в общие данные по численности не попали. Зная Филатова, отбраковка прошла по формальному признаку, например в графе вместо прочерка стоял нолик или еще что-то подобное. А информация из отбракованной ведомости, чтобы вы знали, в общий учет не идет. Понимаете, в чем фишка? Медведя не стало меньше, его, как минимум, осталось столько же, но 36% медведей в учет не попали. И пусть вас не смущают приведенные в новости 2015 - 2017 годы. В силу специфики учетных работ по медведю для расчета квот добычи берутся не нынешние, а прошлогодние данные. Понятно, что данное пояснение является исключительно мнением автора и на абсолютность не претендует. Если у кого-то есть другие объяснения - на здоровье.
Теперь еще пара моментов, на которые мне хотелось бы обратить внимание. Почему прокуратура ратует за введение бурого и гималайского медведя в Красную книгу? Ладно, с гималайским у нас (да и не только у нас) все совсем плохо, но бурого-то почему? И почему прокуратура, а не Минприроды? Здесь для понимания необходим небольшой экскурс в юриспруденцию. За браконьерство предусмотрено наказание в виде штрафа, а также возмещение вреда в виде иска. Возмещение вреда - это когда ты компенсируешь государству (а собственник охотничьих ресурсов у нас кто?) стоимость незаконно добытой тобой животины. В данном случае не важно, сколько именно, важно что компенсируешь. А с наказанием интереснее. Оно может быть административным (штраф, лишение права охоты), а может быть и уголовным (штраф, отсидка, лишение права охоты); понятно, что за добытого лося или медведя тебя никто на два года не посадит. Вроде бы разница невелика и непринципиальна? Разница велика и заключается она в сумме штрафа. Если максимальный штраф по ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты), если мне не изменяет мой склероз, составляет 4 тыр., то в случае ст. 258 УК - это уже десятки тысяч рублей, плюс (опционально) конфискация орудий охоты и/или задействованной техники и ее обращение в доход государства. Чувствуете разницу? Штрафы и иски - одна из доходных статей бюджета, а его надо наполнять, дохленький он у нас. Понятно, что в сравнении, например, с налогами сумма выплясывается не очень большая, но "курочка по зернышку...".
Теперь о "высокой востребованности на нелегальных зарубежных рынках". Это действительно так, особенно в ЮВА, и, особенно, в Китае. Точнее, несколько лет назад это было так. Потом наши луноликие братья одним махом просто взяли и разом навели в вопросе порядок (они это умеют): наличие деривативов бурого медведя - высшая мера социальной справедливости! И все, закончилась "высокая востребованность на нелегальных зарубежных рынках", как и сами рынки. И мгновенно, буквально в одну неделю, перестали китайцы здесь медвежьи лапы закупать, как бабка отшептала; пулю в затылок никому не хочется. Сколько денег на этом наши охотники потеряли, сколько тех лап сгнило у охотников в морозилках! Но куда деваться: когда нет спроса, тогда и предложение остаётся невостребованным. Впрочем, медведь востребован не только в ЮВА. Та же Западная Европа весьма охотно будет ездить сюда охотиться на того же медведя. Не "за спасибо" а за полновесные евро и доллары, которых бюджету так не хватает. Но действующее охотничье законодательство фактически не позволяет иностранцу заехать в Россию со своим оружием, а уж вывезти отсюда трофей... (Ни разу не пробовали
легально добытую медвежью шкуру для вывоза в Германию оформить? И не пробуйте ради сохранения психического здоровья!).
Еще пара слов о "стратегическом ресурсе". Логика наших законодателей и таких вот "ходатаев" из генпрокуратуры меня всегда приводит в ступор. Ладно, допустим "ресурс". Допустим даже "стратегический". Отчего бы тогда им не торговать? Пушниной же торгуем? Медведи, в отличие от нефти и газа, ресурс возобновляемый, причем, в отличие от леса, возобновляемый легко и быстро. Ну и средства, затрачиваемые на его добычу, с нефтянкой не сопоставимы. Да и не идет речь о государственных деньгах, тут и средств частных инвесторов хватит выше головы. Ну и создай такие условия, когда легально торговать им будет выгодно (спрос же реально есть!), а сам сиди и стриги купоны в виде новых рабочих мест, налогов и вывозных пошлин! Понятно, что это, в сравнении с той же нефтянкой, будут копейки, но зато и затрат никаких! Тут велосипед изобретать не нужно: все эти структуры, хоть и в виде ОПГ, уже есть и все торговые связи и транспортные цепочки ими уже налажены. Они просто выйдут "из тени" и начнут работать "в белую" также, как это было с пушниной в 90-х - 2000-х. Нет, "бей своих, чтобы чужие боялись!": мы запретим добывать медведя своим (а что такое внесение в Красную книгу, как не запрет?), чтобы они страждущим буржуям ничего не продавали!
В общем, грустно все это.
Резюмируя отмечу, что мы сейчас имеем все шансы охоты на медведя лишиться. Просто в виду некомпетентности некоего клерка из прокуратуры (я далек от мысли о том, что генпрокурор свой доклад для правительства готовил лично), который озвучил фантастические цифры, не разобравшись в том, откуда они взялись. Я не к тому, что являюсь таким уж ярым фанатом медвежьей охоты, нет. Я к тому, что в виду его невостребованности как охотничьего ресурса в Сибири и на Дальнем Востоке, популяция бесконтрольно растет, о чем я неоднократно писал. Какова же будет динамика численности данного хищника в случае, если нам вообще запретят его стрелять?! И где нападения медведя на людей в первую очередь станут массовыми? Уж, наверное, не в пределах Садового кольца, где такие судьбоносные решения принимаются.