Конвойники
Невероятная популярность баз отдыха в «Киреевске» (а это 8 киломеров баз отдыха по берегу) и расцвет дачного строительства в Половинке вызвал к жизни такое явление как «Конвойные» лодки. Это не официальное название, я даже не знаю, было ли у них какое-то общее название.
Чем лодка отличается от автомобиля в плане свободы владения? Лодку можно покрасить, как хочется. Поставить какой угодно двигатель. Лодку можно «перепилить» - построить на ней рубку, например, поставить 2 двигателя вместо одного, и много чего ещё можно сделать. Даже подводные крылья привинтить можно. Вот она - свобода творчества:)
Так вот, появилась необходимость гонять своим ходом лодки из Томска в Киреевск (Половинку, Кожевникво и т. д.), что вызвало волну переделок обычных лодок в «конвойные». Задача простая: запас топлива хотя бы на 6 часов хода. Стандартный бак обеспечивал 2 часа. Укрытие. Тент или рубка. Скорость. Это уж у кого денег хватало.
Обычная лодка в перегруз, еле вылезая на глиссирование, шла до Киреевска 6 часов. На классическую «Конвойную» ставили 2 двигателя по 20-25 и 30 л.с. (по мере появления в продаже). По стандартному маршруту Томск - Иштанская протока - Гнилая протока- Обь и далее можно было доскакать до Киреевска за 4 часа. По уродской песчаной дороге на Киреевск на машине те же 3-4 часа. Если автобус толкать не придётся

Народное техническое творчество расцвело с невиданной силой. Для примера «Конвойника» даю описание лодки «Волна» (есть на фотографиях). 2 двигателя по 20 л.с., лобовое стекло от Москвича, приборный щиток ( а на стандартных лодках их не было вообще) от Москвича, сектор газа от Волги-21 на руле, 2 бака под передними креслами по 40л. Авиационные часы.(!) И стиль

Очень красивая лодка была

. А в первой жизни это был «Прогресс-М».
На нашей лодке была перепилена корма под баки 4х20л. + полный комплект приборов, зеркало заднего вида (чтобы нас «Ракета» не раскатала), тент тоже сильно перешитый. Собирались ставить рубку (бока — стёкла от троллейбуса (не знаю, где украли), крыша — дюраль. Фара была от пожарной машины. Хотя на воде это тема неправильная.
Моторы были хреновые, старались гонять лодки парой. Тот же «Вихрь-25» страдал от того, что у него отламывались конденсаторы в системе зажигания. А стояли они под маховиком. Это пол мотора надо разобрать, чтобы сделать. Раз видел, как незакреплённый после ремонта маховик при запуске улетел метров на пятьдесят в реку

Человек, которому удалось привинтить «сапог» обратно к двигателю, попав тягой редуктора куда надо и совместив с чем нужно резиновую втулку в системе охлаждения достоин орденов и медалей. И большого человеческого сочувствия

Возили с собой кучу запчастей. Возили даже медный паяльник и сухое горючее, чтобы его греть. Ну и 3-4 винта и кучу шпонок, естественно.
Если не говорить о технике — вся дорога по реке - сплошное наслаждение. Томский порт, самый большой в Обском пароходстве, Томск-7, которого нет на карте

, Иштанская протока с невероятно красивой церковью на горе, Гнилая протока, которая образует Поганый остров. Я в детстве искренне считал, что там Баба Яга живёт

Лес, песок и полная дикости природа.
Вся эта субкультура, всё это движение умерло практически в один день. В 1984 году (если я правильно помню) цена на бензин АИ-76 выросла до 30 копеек за литр. При расходе горючего у двигателя «Вихрь-30» в 11 литров в час... весь наш флот просто лёг.